Начальная



Проектная деятельность школьников

Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников.
Поиск в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где не упоминалась бы проектная деятельность школьников. То же касается и вузовских сайтов, не говоря уже о бизнес-образовании и тренингах.

В Концепции модернизации общего образования до 2010 г. написано: «Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования» (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.— М., 2002.— С. 10).

Выделенный нами курсивом фрагмент текста является ключевым в контексте этой книги. Целостная система универсальных (или общеучебных) знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно. В то же время, что это за деятельность, деятельность ли это, что ее мотивирует, кто ее субъект, к каким результатам она приводит, как измерить этот результат, об этом, к сожалению, пишут очень мало или не пишут вовсе.

Данная книга ставит именно эти вопросы. Именно ставит, поскольку мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: есть название «проектная деятельность» (или
«проект», «проектирование», «метод проектов»), есть реальная, причем довольно развитая, образовательная практика, в которой школьники осуществляют проектную деятельность. Но как связано первое и второе — неясно.

Мы попытаемся ответить, с какого класса школы или с какого возраста школьников можно, а главное, нужно вводить в проектную деятельность? Или: есть архитектурное проектирование, но как оно связано с проектной деятельностью школьников?

Самое простое было бы сказать, тем более во введении к книге с названием «Проектная деятельность школьников», что ответам на эти вопросы и посвящена данная книга, что было бы слишком самонадеянно, тем более что в сфере образования нет прописных истин. Как бы мы ни определили термин «проект», все равно кто-то с ним не согласится. И прекрасно! Потому что нельзя более не замечать очевидных вопросов и несуразностей.

В одном из положений о проектной деятельности на школьном сайте сформулированы такие требования к проектам семиклассников, что кандидатские диссертации могут получить максимально один балл из трех возможных. И еще там сказано, что семиклассники могут выполнять (правда, под руководством педагога) персональный проект продолжительностью в год. Это действительно так? Кто-то согласится, а кто-то начнет спорить.

Книга, которая перед вами,— приглашение к обсуждению. Мы хотим обсудить проектную деятельность школьников с самых разных сторон. Фактически мы пытаемся разглядеть то, что называют проектной деятельностью, и выделить в ней важные, ключевые черты и характеристики. Как и учебная, проектная деятельность бесконечно разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на уроке, и во внеклассной работе, на материале физики или биологии, русского языка или истории — везде. Достаточно этого?

Трудно сказать. Нельзя дать определение, потому что определения в сфере практики — дело неблагодарное.

А что можно? Что вообще можно сказать о проектной деятельности? Можно, и этот прием реализован в книге, посмотреть на происхождение проектной деятельности — в культуре и в образовании, можно найти ее прототипы в естественной жизни детей, можно найти ее место в логике детского развития. Можно, наконец, подумать о том, как проектная деятельность может возникать в конкретной школе. Но нельзя, и это тоже необходимо сказать заранее, дать прямые предписания. Нельзя создать работающую без сбоев методику обучения проектной деятельности.

Такова наша принципиальная позиция, и мы постараемся обосновать ее в книге. Поэтому данная книга не подойдет тем, кто ищет однозначных, понятных и прямых рекомендаций.

Эта книга написана для учителя. Хотя многое, о чем здесь написано, обычно обсуждается не в учительской среде. А к учителю обращаются, когда дискуссии уже завершены и выводы сделаны. Обращаются с советами и рекомендациями. У нас таких рекомендаций, к сожалению, нет. Нет потому, что дискуссия, кажется, еще не начиналась, хотя всем уже вроде бы все понятно. И главное, потому, что, как только начинаются рекомендации по поводу проектной деятельности, сама проектная деятельность прекращается.

Практически все, о чем написано в этой книге, реально существует в практике современного российского образования. Где-то полнее, где-то лишь в виде отдельных начинаний отдельных учителей. Мне удалось познакомиться с этой практикой в ходе нескольких проектов, руководителем которых на протяжении последних пяти
лет был А. Г. Каспржак. Ему и моим коллегам по этим проектам, особенно педагогам Красноярской гимназии «Универс», я выражаю искреннюю признательность.
И наконец, прежде чем начать разговаривать о проектировании подробно и обстоятельно, можно остановиться и прочитать написанное подростком.
Вот что написала Дуня Б. (14 лет).

«Я хотела бы понять... Понять — значит сделать внятным, прозрачным, объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания, но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом. И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть только твоим собственным.

Понимание нельзя выучить или усвоить — его можно только выстрадать. И начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со своих собственных нестыковок с миром и с собой».

Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.

Новости


Публикации


Форумы

Евгений
Толковый проект!

Наталья будущая мать
Мнение молодежи, еще не забывшей свою школу и думающей про школу своих будущих детей

Интернет-издание издательства «Просвещение» Телешкола Просвещение - ИПК
2008 © Издательство "Просвещение"
Разработка Metric
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100